У программистов часто встречается большая и светлая мечта - открыть Свою Компанию по производству софта. К сожалению, для этого надо Много Денег, потому мечта неосуществима. На самом деле эта светлая мечта неосуществима по другим причинам.
Два вопроса, которые позволяют быстро оценить серьезность намерений.
1. Что именно будет делать эта компания?
2. Сколько конкретно нужно денег?
Ответы на первый вопрос обычно туманный: "ну.. игры...?". Народ любит делать игры, ага :-).
Ответ на второй вопрос тоже вызывает затруднения. Ответ обычно получается в миллионах долларов. "ну... миллион. Или два".
Откуда берутся эти миллионы никто толком сказать не может. "Надо снять офис и нанять людей". Детальный счет из этих миллионов никто составить не может. Правда, все уверены, что счет идет на миллионы. Прикольно. Но если сесть и посчитать, то получаются другие цифры. Я знаю, я считала. Это был 2006 год, расчет делался для компании по производству shareware игр, для Москвы. Получилось ~20000 долларов. Ден Шергин, гендиректор Unigine тоже считал. У него получилось $10-20k. Забавно, да? Сильно меньше миллиона...
Теперь подумайте действительно ли вам нужна своя компания? Поскольку речь идет о компании по производству софта, а не по перекладыванию денег туда-сюда, вам придется много работать, сильно больше 8 часов в сутки. И заставлять работать раздолбаев, которые будут на работу всячески забивать и вешать вам неинтересную лапшу на уши, они будут срывать сроки и канючить. И не факт что в итоге удастся заработать денег. Иногда на выходе получается только бесценный опыт, без денег, увы. Готовы?
У нас тут скоро Новый Год, пора сбычи мечт. Сделайте хоть что-нибудь. Ответьте на заданные мною вопросы. Если у вас есть идея, которая кажется вам ценной, расскажите о ней. Хотя красиво выглядящая идея далеко не самое главное. "У меня есть грандиозная идея и если бы только были деньги на ее реализацию...". Людей постоянно прет от идей, вы не поверите. Одна бредовее другой. Напишите прототип. Возможно, в процессе его написания вы поймете, что придумали фигню. Потом, поучаствуйте в Imagine CUP, попробуйте найдите финансирование.
На самом деле несбыточная мечта о Своей Компании - это светлый образ халявы. У разных людей она принимает разные формы, у программистов это Своя Компания. Так что определитесь чего вы хотите. Или не хотите. Ведь, как известно, обманывать нехорошо, а обманывать себя еще и очень глупо.
Несколько живых примеров создания Своей Компании:
Истории успеха
Два друга решили делать игровой движок и продавать его. Так получилась компания Unigine. Не знаю точно как у них дела, вроде бодрячком все.
A4Vision. История создания этой компании много обсуждалась в прессе и в интернетах. Два студента-бауманца организовали компанию, которая занималась распознаванием лиц. Насколько я понимаю, друзья - студенты в итоге потеряли контроль над компанией и один из них ушел.
Истории неудач
... которые зачастую интереснее историй успеха. Обе из области разработки игр.
Итак история номер раз.
Живое воплощение мечты. Папа дал сыну денег. И сын решил делать компанию по производствую компьютерных игр. Он поступил по сценарию, который был озвучен выше. Он снял помещение и нанял людей. У него получились люди, которые бродили по помещению. Через некоторое время деньги закончились, люди побрели в другие места. Конец истории.
История номер два.
Папа дал сыну денег :-).
Сын сделал компанию по производству игр. Сделали одну игру, она не зажгла, хотя неплохая вроде игра. Компанию пришлось закрыть, людей распустить.
Краткий словарик:
PoC (Proof of concept) - в нашем случае некий прототип, доказывающий, что идея рабочая
Венчурный капиталист - человек или компания, которые инвестируют деньги. Я знаю только одну такую компанию, это Y Combinator. Поищите, их много.
Ангел - человек, который готов дать вам денег либо просто так, либо на каких-то очень приятных условиях
Стартап - свежесозданная компания. Обычно этот термин применяется к компаниям в сфере IT.
Ссылки:
Будет ли работать бизнес-модель Y Combinator в России?
Книги:
Founders at work
Берись и делай
7 навыков высокоэффективных людей
My code::dive talk video is available: New Q&A
2 дня назад
45 коммент.:
Для тех, кто хочет свою компанию --- http://shsd.ru/
Необходимость денег для начала часто бывает отговоркой. Более чем достаточно случаев, когда первый продукт пишется самостоятельно вечерами/на выходных, а когда он начинает приносить достаточно денег - нанимаются люди. Переходная фаза может затянуться, тут уж как угадаешь с первым продуктом. У меня это заняло год.
Также есть мнение, что игровая индустрия не очень подходит для этого дела в силу своей "hit or miss" природы. Проще найти свою B2C или B2B нишу и ковыряться в ней. Исключений, впрочем, достаточно. Опять же, если вы варитесь в игровой индустрии не один год - сам бог велел этот опыт использовать.
Знакомая ситуация. Были у меня идеи по созданию сайта для студентов. Вроде интересно и полезно все должно было получаться, я планировал кучу сервисов реализовать там, вплоть до оповещения об обновлениях на джаббер.
Начал делать. Прошло некоторое время, несколько процентов уже готово (около 5 =)), вылил в лайв. Понимаю, что получилось УГ. Такого сейчас в инете полно. Жалко потраченного времени.
Продолжать расширять сервисы? А смысл? Это будет кому-то интересно? Да меня самого уже начинает тошнить от него.
Причем заметьте, изначально я не ставил цели обогатиться за счет этого проекта. Я хотел просто сделать какой-то посещаемый сайт, что б поставить его на самое видное место в портфолио, в надежде на то, что при трудоустройстве это избавит меня от множества вопросов. Ну и опыт получить.
знакомый клепает игры под iPhone...живет хорошо...начинал один, сейчас ЧП + 3 сотрудника фрилансера...процветает и развивается...
> Людей постоянно прет от идей, вы не поверите.
Кто бы со мной поделился идеей... Желание запрогать какой-нибудь небольшой проект есть, умение тоже, вроде, есть - а идей нет. Точнее, идеи тоже есть, но как-то постоянно оказывается, что все это уже сделали, причем сделали очень хорошо.
Нужна не только идея. Чтобы создать Свою Компанию, нужен хотя бы один бизнесмен в этой компании. Который будет грамотно вести финансовые и прочие дела. Мы с друзьями погорели на этом. Сделали Свою Контору, взяли два заказа... Один прикрылся сам, когда кризис начался. Заказчики внезапно объявили, что продлевать договор не будут, денег нет. Второй... Из-за боязни потерять и его наш "директор" ошибся с "ценой вопроса", да и финансами рулили криво. В итоге за аренду офиса платить стало нечем, из-за задержек с зарплатой разработчики разбежались... Сейчас в конторе два человека всего, живут за счёт фриланса, да и контора существует чисто юридически. А какие идеи были... А всё, на мой взгляд, потому, что собралась команда программеров, нифига не понимающих ни в бизнесе, ни в юриспруденции, нив бухгалтерии. Один трезво- и здравомыслящий бухгалтер спас бы компанию. Только хорошие мысли поздно приходят.
Я пронаблюдал лично историю номер раз и номер два :)
Экспириенс, да.
Впрочем, желание делать компанию осталось. Правда, неигровую. И стало понятно, что кроме умных гиков нужен человек, умеющий считать деньги и какой-никакой управленец. Без первого можно обойтись, если финансирования много, без второго - если люди мотивированы идеей *все*, а не наемные, как-то так.
Тоже болею, темой своей конторы, но увы проблемам даже не в идеях, для начала надо выйти из зависимости от начальства. То есть выйти в вольные поля, найти проект, сайт, зарекомендовать себя, со временем проекты будут приходить один за другим. можно будет брать в подчинение работников и постепенно отдаляться от разработок и переходить к маркетингу и всему остальному.. по сути начальным капиталом будет ваше знание дела и умение вести дела! о предоплате всегда можно договориться. А работать можно и дома, по интернету! с этим вроде щас проблем нет!;)
з.ы. Можно всё, но нужно упорство!
по опыту буржуев, чтобы открыть свою компанию по разработке чего-то, чего еще нет (с нуля), нужно иметь денег на зарплату в течение двух-трех лет.
Я потратил на открытие компании 700 долларов, и у меня были деньги на пару месяцев оплаты офиса. Но это "купи-продай", причем уже с имеющимся списком клиентов.
to arg0: бизнес-опыт можно приобрести по ходу, но смутные времена, конечно, этому сильно мешают, увы.
Это враки.
Считаем, аренда нормального офиса класса "А" (а где вы еще посадите требовательных специалистов высшего класса?) в месяц в Москве ну минимум 10000 р. кв. метр(это даже дешево). Надо минимум 50 метров. Это уже 500 000р. только на аренду в месяц.
Дальше продолжать? Ну, скажем по минимуму три-пять специалистов высшего класса. Зарплата каждого ~100 000. Еще пол-миллиона. Миллион рублей в месяц только на аренду и заработную плату.
Сервера и компьютеры для офиса с мебелью обойдутся еще в миллион. Но не в месяц, а в основные средства.
Итак, в год на мелкую компанию мы потратим... минимум миллионов 15 рублей ~= полмиллиона баксов. Ау, где ваши $20k???
видел как стартовали KDLAB Написали за бесплатно игру , помесь арканоида и тетриса. Получили приз 200К$ на международном фестивале. Поднялись.
У меня есть идея игры, такого еще не было: симулятор беспилотного штурмовика. Летает сам а вы только указываете цели которые он должен разбомбить.
2hell:
Считаем, аренда нормального офиса класса "А" (а где вы еще посадите требовательных специалистов высшего класса?) в месяц в Москве ну минимум 10000 р. кв. метр(это даже дешево). Надо минимум 50 метров. Это уже 500 000р. только на аренду в месяц.
Вам не нужен офис, и зачастую не нужны такие специалисты.
Почитайте блог Дена Шергина, там более подробно описано почему так. binstream.livejournal.com.
hell, вы когда искали в гугле цифры для вашей шокирующей калькуляции, видимо забыли что цифры обычно указываются за кв м в год а не в месяц :)
10 тр за кв метр в месяц это офис в кремле, те офисы в которых сидит большинство програмистских контор стоят порядка 10-20 тр кв м В ГОД.
Но ето все равно не в кассу, речь то про стартап -- это когда жрем доширак пару месяцев и работаем дома или в съемной квартире или в коворкинг центре.
2Алена.
Цель какая? Попробовать дома в квартире слепить "может быть полезную вещь", или получить гарантированное вложение средств?
Представляю заказчика от, к примеру, Газпрома, который попивая на кухне бабушкин чай обсуждает с вами детали будущего контракта :))))))
Дома вон и после работы пробуйте хоть до упаду. Некоторые и работают дома. Только ради бога, не надо это нищебродство называть громким словом "бизнес". Это недостартап домашний, вот и всё. :-) У каждого третьего пети есть такая домашняя контора. Но только один из 5 миллиардов станет Гейтсом. Вне зависимости от количества пытающихся.
Да, с ценами на аренду я чутка проехал :-)
Про стартапы - я бы не пошел работать с дошираком в квартиру, а я не гений в своей области. Гений - точно не пойдет.
А все остальные - их потуги мы видим. Время от времени. Лучше б не видели.
Алёна, а из каких составляющих складывается сумма в $20K?
2hell:
Дабы общение не перерастало в бесполезный флейм, давайте я напишу то, о чем знаю и закончим на этом...
Люди, которые инвестируют в IT-стартапы, как правило знают, что им придется общаться со студентами, сидящими в гараже/квартире и не падают от этого в обморок. Я общалась с инвестором на его территории, помещения у меня не было, всем присутствующим было об этом известно.
Многочисленные истории американских "гаражных" стартапов перессказывать не надо, я думаю. Еще несколько историй изложены в посте и комментах. Неудачных историй больше чем удачных.
2Евгений Охотников:
Алёна, а из каких составляющих складывается сумма в $20K?
Поскольку дело было три года назад, подробной калькуляции у меня не осталось. Основные затраты получались на аутсорс графики и музыки. Офис предусмотрен не был. Цифр получалось несколько, в зависимости от того, сколько нанимать программеров-фрилансеров.
2Алена.
Да я думаю 1 удачный "гаражеподобный" стартап в год с 1970 года - это уже преувеличение. Можно даже посчитать :-) В России, пожалуй, это только vkontakte(и то я не уверен за его гаражность). И с натяжкой, ибо кроме рекламы остальное у них - расходы.
Удачных - единицы из миллионов. Работающих и неудачних - все остальные.
Т.е. шансы попасть в работающий стартап и развалившийся ~=99%. При этом ты несешь все риски, которые обычно несет работодатель. В то время, когда мог бы спокойно получать зарплату и в свободное время вообще делать всё, что угодно.
Честно говоря, из всех стартапов знакомых и знакомых знакомых 0.0000 были успешными. Я вообще таких не знаю(может знакомые такие?). Есть люди, которые зарабатывают себе деньги со своих стартапов, но им не то, что на бентли, на лексус не хватает, это удачный стартап? Большинство стартапов как велосипед, вынуждены быстрей и быстрей раздуваться, лишь бы удерживаться в mainstream. А Quake, Google, Photoshop, 3d max - они одни. И куча людей говорит "Мы сча вот как возьмемься и напишем третьий гугл". Удачи.
Есть шансы у стартапа. Надо найти неизведанную нишу. Но где она, и как ее найти - для этого нужен гениальнейший ум. Говорить всем: "идите массово в стартапы, возьмем числом" - наивно. Если сто человек вдруг бросятся на лыжах кататься и стрелять, врядли они за пять лет смогут дотянутся до Бьорндалена одного.
2hell: знаю несколько вполне успешних стартапов в москве, которые не имеют офисов, а все встречи с клиентами проводятся на арендованных территориях, очень часто в кафе и т.п. - вполне себе американская модель стартапов. Ну а если ориентироваться на Газпром, то тут отдельная категория стартапов - вы уверены, что вам позволят к такой кормушке приблизиться? :-)
А Unigine, это да - очень хороший пример...
2Alex Ott:
Так именно за этим и нужны миллионы. Чтобы на миллион сделать офис, и содрать 40миллионный проект сайта о здоровье с министерства. Это же вложение денег, оно должно быть эффективно. Кому интересно вкладывать деньги в проект с риском, хотя бы 50%? Да вообще никто не вложит.
А насчет успешных стартапов - давай так, положим критерий успешности за среднемесячный доход на порядок больше того, что мог бы получать стартапер наемным рабочим. При озвученной зп уже в 100 000, положим зарплату в миллион рублей в месяц. Знаешь такие гаражные стартапы?
Я знаю, 30 штук на весь мир :-)
И эта, не надо путать коммерческую успешность и распостраненность продукта.
2hell: такую трактовку успешности я вижу только в одной стране...
Сверх-высокие зарплаты наемным работникам никто не устанавливает, в стартапах обычная практика - опционы на акции, которые могут сделать миллионерами, а не высокие зарплаты.
Насчет процентов риска - этим как раз и занимаются венчурные капиталисты, которые вкладываются в высокорискованные проекты...
Нормальная, американская трактовка: "Если ты такой умный, почему у тебя так мало денег".
И заметь, я не говорил про наемных, я говорил про самого стартапера.
2hell:
>А насчет успешных стартапов - давай так, положим критерий успешности за среднемесячный доход на порядок больше того, что мог бы получать стартапер наемным рабочим.
А если сменить критерий на: "Работать на себя, а не на дядю, при сопоставимом среднемесячном доходе", тогда статистика успешных стартапов изменится?
Это называется бесмысленный стартап - вы перекладываете риски дяди на себя не меняя профит и торжественно это называете "работать на себя".
Если это круто, то начинайте стартап :-) Довольно много их, кто ни рыба, ни мясо, но на хлеб хватает.
Спасибо за теплые слова в адрес Unigine %)
Кстати, у нас был период, когда мы работали просто в двухкомнатной квартире - и ничего, почти все работавшие тогда и по сей день остаются в компании - отличные надежные люди.
Комментирующим хочется посоветовать:
* если делаете продуктовый стартап, а не просто "купи-продай" компанию, настраивайтесь на годы интенсивной работы, за один день стать успешным ни у кого не получалось
* помимо технических специалистов в компании обязательно должен быть человек, разбирающийся хотя бы в базовых основах бизнеса
PS: Знаю несколько успешных стартапов, все они построены на "работать, работать и еще раз работать".
Молодец, Алёна, пиши ещё!
2binstream:
Спасибо за теплые слова в адрес Unigine %)
:-)
2dollarduck:
Молодец, Алёна, пиши ещё!
Непременно :)
Надеюсь, я ответила на все твои вопросы. ;-)
я читал кой чего в интернетах и для себя сделал следующие выводы:
1)just do it f*cking now (в смысле хочешь что-то написать - делай это прямо сейчас, пусть это будет хоть третий google)
2)когда будет готовый прототип, найти бизнес-партнера, или инвестора, который будет и business advisor.
Подозреваю, что эта статейка непременно попадёт в список популярных постов.
Я, как и многие, тоже хочу Свою Компанию, и естественно gamedev =)
Но, к счастью, о многих «камнях преткновения» я узнал раньше, чем взялся за реализацию своих идей. Впрочем, эта самая реализация пока что идёт весьма туго и неспешно.
Ну а самый полезный совет IMHO среди всего разнообразия комментариев дал Юрий Волков (осмелюсь процитировать):
just do it f*cking now
Ну такая мечта открыть компанию - это ерунда, конечно. В конце концов, даже не имея опыта открытия компании, можно немного подумать и понять, чем именно (конкретно!) хотелось бы заниматься. А раз так, то можно примерно посчитать, сколько надо будет человек, какая нужна будет техника, какой нужен быть софт, каким образом можно сэкономить использовав скидки для стартапов. Дальше, офис тоже оценить довольно легко - в конце концов, уж эта информация легко доступна.
В конечном счете, станет ясно, что все упирается в два вопроса:
1. Что будем делать?
2. Кто за это будет платить?
Иными словами - идея и заказчики (клиенты, потребители, пользователи). Что в окончательном варианте формулируется в форме вопроса: "Что можно придумать такое, что в текущем перенасыщенном рынке сможет получить какие-то основательные конкуретные преимущества?"
Вот на этом месте и возникает затык.
Путаница в "миллионах" происходит от расхождения между желаемым и осознаваемым. "Миллионы на старт" - это желание чтобы у тебя в кармане лежали миллионы. А на сознательном уровне - я хочу сделать Вещь, для этого мне нужно 1. ... 2. ... 3. ...
То бишь на сознательном уровне - лабуда не относящаяся к подлинной мотивации.
Примерно как парень девушке говорит - ах, как ты умна! а думает - да чтобы тебе еще наплести чтобы затянуть в койку.
Если девушка не дура - увидит.
Мир бизнеса - это очень зрячая девушка.
Еще на эту тему в коментах написал тут
2sigizmund:
1. Что будем делать?
любой продукт решает какую-либо проблему. сначала ищем проблему - делаем продукт, который ее решает. очень хорошо, если проблема ваша. продукт сделанный для решения собственной проблемы будет лучше ИМХО. короче eat your own dog food.
2. Кто за это будет платить?
до того времени пока нет инвестора, платить самому. при желании - скопить денег на пол года - год жизни и работать над прототипом (альфой, бетой, ...). паралельно кто-то занимается нетворкингом, делает питчи и т.д. В ходе нетворкинга можно как раз выяснить ту ли проблему решает продукт и при необходимости изменить цели - это нормально.
"Что можно придумать такое, что в текущем перенасыщенном рынке сможет получить какие-то основательные конкуретные преимущества?"
ага, "все уже украдено (придумано) до нас". рынок он как бы не один, а о существовании некоторых мы просто не догадываемся (пример - Ravelry). Может некоторые рынки и насыщены, но часто продуктами, от работы с которыми хочется застрелится чтоб не сломать себе мозг. однозначно одно - сферических коней в вакууме придумывать не стоит :). Есть проблема - есть продукт который ее решает. начать стоит с проблемы.
когда я учился на 4-5 курсах, я тоже хотел создать свою компанию и мне это казалось простым и недалеким будущим. сейчас прошло уже два года и я понимаю, что на дядю работать проще, а создать компанию, чтобы иметь доход сильно больше, чем у наемного работника - это очень сложно.
иметь доход сильно больше, чем у наемного работника - это очень сложно.
Именно так.
Добавлю что ошибочно "Свою компанию" считать самоцелью. Это - средство. Причем не для зарабатывания денег, а для реализации конкретных своих замыслов, которые ты не можешь реализовать иначе.
Мало того, ошибочно начинать их реализацию вне чужой компании без наличия заготовок, набросков и - единомышленников, которые тоже пришли к выводу - для реализации нужна своя компания.
А уж когда начала компания единомышленников жить отдельной жизнью, "в гараже" или сидя по домам, и первые пребеты вызывают энтузиазм (нам таки удается!), при чем не столько у самих, а у полдесятка незаинтересованных "зрителей", "потребителей", "экспертов", ... - прежде чем говорить о деньгах для "своей компании" - нужно бы бизнес-план набросать. Конкретный, а не скопированный с сайта рефератов, или с рекламного буклета участника какой-нить айтивыставки. Оформить свое видение великого будущего в паре страниц текста на человеческом языке.
А
"Мне нужно пару миллионов для открытия офиса с серверами" - следует читать:
"хочу денех ни за что, и хочу при этом ничего не делать"
Собственно так и читают это обладатели тех самых денег когда нет перечисленного.
2hell - "В России, пожалуй, это только vkontakte(и то я не уверен за его гаражность). И с натяжкой, ибо кроме рекламы остальное у них - расходы."
ох лол, вы из какого века, уважаемый ? какая еще реклама на вконтакте ? они давно уже зарабатывают неслабые деньги за счет микроплатежей в игрушках.
сорри, я не играю в игрушки онлайн. Может быть находятся такие люди, которые за это еще и платить могут. Но я не понимаю их мотивации, поэтому ничего про бизнес идею сказать не могу. Возможно стадо леммингов их спасает.
платят то не за игру, а за всякого рода свистелки-перделки и разноцветные штаны. т.е. сама игра бесплатна, а вот всяческие понты, которыми можно хвалиться перед другими - платные.
Программисты должны программировать, а управлять должны профессиональные менеджеры.
Хотя ничего не мешает за конечное время первым стать вторыми:)
Алена, мне кажется, что одна из ключевых проблем, это неправильная интерпретация программистом желания быть богатым и мало работать как быть Директором и Владельцем. Мне кажется, простейший тест - это ответ на вопрос - "Хотели ли бы Вы сейчас стать директором крупного продуктового супермаркета?". Будущий Директор согласится бросить программирование и руководить магазином, будущий "миллионер" - нет.
------
"...Тем не менее «отчетливо» с детства хотел стать директором завода."
"Комсомольская работа в институте была, конечно, не проявлением политического призвания, а стремлением к лидерству. Собственно, я никогда идеологией не занимался, моя стезя — оргработа."
"Стройотряды, заводская рабочая практика — все это очень нравилось именно как возможность самореализации производственника, менеджера."
Мое мнение, что именно так выглядит будущий Большой Директор.
//Два вопроса, которые позволяют быстро оценить серьезность намерений.
1. Что именно будет делать эта компания?
2. Сколько конкретно нужно денег?
Лена, ты забыла третий главный вопрос.
Насколько востребована продукция компании, каков реальный спрос...
hell вы унылый неудачник. все ваши слова просто попытки найти оправдания своей лени или недостатку способностей попробовать создать компанию. Чувствую себя от этого ущербным вы пытаетесь навязать другим (и внушить себе) что вся эта идея нереальная. Также глупость ваших слов просто зашкаливает, начиная с стоимости аренды заканчивая газпромом.
Golovach Ivan, а можно мне стать директором крупного продуктового магазина, не бросая программирование? )
From Joel Spolsky: “The common belief is that when you're building a software company, the goal is to find a neat idea that solves some problem which hasn't been solved before, implement it, and make a fortune. We'll call this the build-a-better-mousetrap belief. But the real goal for software companies should be converting capital into software that works.”
A4Vision никуда не делась. Вывеску продали, идею унесли с собой.
И Юхин и Климов и много других товарищей работают вместе в одном месте ))). Называется оно теперь, правда, Artec Group.
Люблю эту цитату, здесь она возможна к месту: "The first principle is that you must not fool yourself — and you are the easiest person to fool - Richard Feynman"
Отправить комментарий