воскресенье, марта 21, 2010

Хорошо там, где нас нет

Общаюсь с программистами различных специализаций, интересно было сравнить их мнение друг о друге.

Веб-программисты иногда думают о том, чтобы попрограммировать "по-настоящему". Не на PHP, а на C++. Лучше на С. Чтобы близко к железу. Это и есть настоящее программирование и там живут суровые системные программисты. И платят там больше.

Системные программисты суровы и бородаты. Они носят очки в толстой пластмассовой оправе, с дужками, перехваченными сзади резиночкой. Они работают с ассемблерами и пишут на С. Они устали от глюков непонятных железок и, хм, интересных архитектурных решений. И низкой зарплаты. И они точно знают, что хотели бы заниматься веб-разработкой. Потому что веб - вот где хорошо платят. И там молодежь! Там кипит жизнь.

Программистам из разных финансовых организаций много платят. Но здесь скучно. И ты - человек второго сорта. На первом месте тут финансисты, извините. И это совсем не то, о чем мечталось. Хотелось заниматься разработкой игр, вот там весело. А тут на работу надо ходить к 9 и в костюме. Иногда эти программисты выбираются из уютных кьюбиклов и приходят на собеседования в геймдев, пугая геймдевелоперов неадекватными зарплатными ожиданиями.

В геймдеве весело. Так весело, что аж жутко. Веселье начинается с первого дня выхода на работу и напоминает легкое безумие. Здесь низкие зарплаты и постояннные переработки. Проекты открываются и тут же закрываются. Вот в банках совсем не так. Там все стабильно и хорошо платят. К нам тут приходил чувак собеседоваться из банка, так он рассказывал... Геймдевелоперов любят нанимать в другие индустрии, потому что они усердно работают, хотят мало денег и рассказывают веселые байки за обедом.

Так что где бы вы ни работали, что бы вы ни программили, помните, что где-то в далеком офисе сидит человек, который страшно завидует именно вам. :-)

56 комментариев:

  1. Зависть, кругом зависть =)

    ОтветитьУдалить
  2. Еще один, возможно не совсем удачный пример: фриланс и работа в аутсортинговой компании. В обоих случаях при достаточном уровне знаний программист в определенной степени свободен в выборе языка и работает по гибкому графику. Фрилансер завидует аутсортеру (простите за вольное сокращение) в плане стабильности занятости, аутсортер фрилансеру - в плане возможности выбирать для себя проекты поинтереснее и лично влиять на свой уровень дохода :)

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный21/3/10 15:30

    Когда-то я был веб-программистом и мне всё время казалось, что это какая-то совсем уж "не мужская" работа - сайтики, картинки, гламурненько всё так... И ушёл я в тру-системное программирование. Через несколько лет я стал уставать от этих всяких "глюков непонятных железок", загадочных memory corruption и теперь хочу мигрировать в мобайл девелопмент, где последние технологии, аппаратики, молодёжь и кипит жизнь! Вот так то. Хотя может я просто себя до сих пор не нашёл..

    ОтветитьУдалить
  4. А в игровой индустрии вообще всем всегда весело, не только геймдевам. И вы правы, иногда так смешно, что аж жуть.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный21/3/10 15:45

    Я сделал ещё забавнее — ушёл из веб-разработки в молекулярную биологию.

    Ну и что, что платят меньше, зато график гибче (пишу сий коммент с работы, в воскресенье вечером), и нет всяких клиентов.

    Но вот буквально сегодня смотрел на свои старые проекты, наколенные и недонаписанные — и такая тоска взяла, за недописанное (и ладно бы, если-б кто-то другой сделал лучше, ан-нет, аналогов не встречал), и понимание — что три года неработы практически равносильны бесконечности — настолько всё уже по другому.

    PS: «Зависть хуже, чем холера,
    Зависть губит флибустьера,
    Повторяйте с нами, сэры,
    Этой песенки припев.»

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный21/3/10 15:45

    Всегда можно попробовать "другую строну силы" в порядке хобби.
    Для меня вебдев - как активный отдых: охота, альпинизм, трофи. Преодоление трудностей, опасности, грязь по колено, ссадины и воспаления лёгких. А потом я возвращаюсь в уютненький си++ и меня некоторое время не раздражают его острые углы, сквозняки и скрип дверей.

    ОтветитьУдалить
  7. Как точно подмечено! :-)

    ОтветитьУдалить
  8. @Максим
    Да ну, я как фрилансер не представляю как можно завидовать аутсорсеру, чисто психологически трудно будет смириться с тем что половину моего бабла будет какой-то дядя забирать :)

    ОтветитьУдалить
  9. Весь мой небольшой опыт говорит о том, что хорошо платят там, где ты сам себе платишь и размер твоего дохода зависит прежде всего от тебя. В остальных местах — зарплата, которая не сильно отличается.

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный21/3/10 17:00

    Белая зависть - это хорошо, она заставляет двигаться вперёд. Я, пхпшник, завидую сантехникам и прочим непрограммистам.

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный21/3/10 17:10

    Даже внутри геймдева я ощущаю смутное беспокойство и понимаю: вот ребята, которые 3d-движки пишут -- вот это да, это сурово. Тесселяция, шейдеры и настоящее волшебство.

    Или может где-то могучий AI пишут реалтаймовый, а не дерево вариантов с оценкой или весами абилок.

    ОтветитьУдалить
  12. Мне кажется "миграция между областями" все же имеет свой смысл. Я занят в web'е: есть свои плюсы, есть свои минусы, но в целом мне нравится. Тем не менее есть определенный ряд навыков и знаний, которые я хотел бы получить в своей жизни. И в "web'е" я их вряд ли получу, надо будет уходить в gamedev. И может быть я решусь когда-нибудь... Но уж точно не из-за того что "там лучше". Скорее наоборот, это выход из своей "зоны комфорта". Хотя каждому свое... Кто-то думает что там "плюшки", кто-то за знаниями и опытом идет. Кто-то еще за чем.

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо - спасло от чёрного настроения.

    ОтветитьУдалить
  14. Везде хорошо где мы есть :)

    ОтветитьУдалить
  15. Анонимный21/3/10 19:04

    Кручусь в php, есть большое желание освоить полезное ремесло, там столярное, например =)

    ОтветитьУдалить
  16. Анонимный21/3/10 19:48

    Вспомнилась картинка как программисты на разных языках воспринимают друг друга:

    http://axgle.github.com/images/haskell.jpg

    ОтветитьУдалить
  17. 2 lrrr:

    На рынке фриланса царит очень жесткая конкуренция и "урвать" хороший проект не так-то просто, потому заработок весьма и весьма непостоянный. Многие мои знакомые фрилансеры не рискуют, например, брать достаточно большие кредиты по этой причине. Опять же, начинающему фрилансеру с нулевой репутацией труднее выйти на хороший уровень дохода, чем работая в аутсортинге. Но по всей видимости вы не испытываете недостатка в заказах. В таком случае могу только порадоваться за вас :)

    ОтветитьУдалить
  18. Классный пост!
    От себя добавлю: ERP-шники, сидящие на 1С в финансовых компаниях за завтраком мечтают создать универсальный экспортер - импортер данных. Часам к 12-ти до них доходит, что это, увы, невозможно. С горя пьется кофе/чай и кодится сотня проги по заданию начальства без включения мозга. Часам к 2-м настроение улучшается настолько, что программер серфит по гуглу триады Хоара (формальная верификация - вот где жизнь!). Где-то в районе 15.00-15.30 происходит перегрузка мозга и тогда кодится еще сотня-другая программы по текущим заданиям в качестве отдыха, естественно, без включения мыслительных способностей. Приползая домой, кодер включает комп, открывает ленты блогов и видит новые записи в "Алёна C++". Читает их и думает: "Да... Геймдев - это круто!" После чего окончательно выключает мозг и идет спать. С утра все повторяется заново ;-)

    ОтветитьУдалить
  19. >Счастья нет<
    >Но есть покой и воля<&copy Наше Всё.

    ОтветитьУдалить
  20. Хорошо там, где нас нет :)

    ОтветитьУдалить
  21. А я вообще завидую всем, кому каждый месяц платят целую зарплату денег..
    Кстати, судя по снимку, один монитор на рабочем месте геймдева? Или остального(ых) не видно?:)

    ОтветитьУдалить
  22. Анонимный22/3/10 09:11

    1. PHP не нужно использовать никогда. Жизнь веб-программиста становится намного (по моим ощущениям раза в 2) легче при использовании платформы ASP.NET и языка C#, в основном из-за среды разработки, отладчика, компилируемости, качества и полноты встроенной библиотеки, и архитектуры веб-платформы.

    2. Есть много системных программистов, которые не работают с непонятными железками. Вместо этого они пишут всякую kernel-mode ботву для backup-restore, cryptography & security, network protocols, etc.

    3. Думаю относится ко всем бизнес-автоматизаторам.

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный22/3/10 09:40

    Спасибо, спасли :)
    Распаковываю чемоданы :)

    ОтветитьУдалить
  24. отличная статья, спасибо)

    ОтветитьУдалить
  25. Анонимный22/3/10 11:49

    очень хороший пост - трансформирующий состояния: эх... -> дааа... -> ну нет... -> зри в корень :)

    ОтветитьУдалить
  26. А я только начал задумываться о переходе в геймдев :). Нет уж теперь, буду сидеть и разрабатывать бизнес приложения дальше.

    ОтветитьУдалить
  27. Мы, бородатые системные программисты, не хотим переходит в веб-девелопмент, и даже не мечтаем об этом. Потому что там неинтересно! :))

    ОтветитьУдалить
  28. Анонимный22/3/10 14:48

    И только Лисперы посмеиваются себе в усы, глядя на эту суету.

    ОтветитьУдалить
  29. 2pure virtual:

    Кстати, судя по снимку, один монитор на рабочем месте геймдева? Или остального(ых) не видно?:)

    Их там два. От второго виден край, туда воткнуто три USB разъема. Еще два пришлось отрезать вместе с всяким хламом.

    2soonts:
    1. PHP не нужно использовать никогда. Жизнь веб-программиста становится намного

    А soonts всё тот же :-)

    ОтветитьУдалить
  30. Да, я когда-то был веб девелопером, потом повезло уйти с руками и ногами в gamedev, чему я неимеверно счастлив. И да, после PHP, С++ в самом деле, на многие вещи открыл глаза.

    ОтветитьУдалить
  31. Пишу на C++, осуществляю коммуникацию из нативного кода с Java и .NET. Всегда с горечью смотрю на "чистых" дотнет и жавописателей с их непрерывно эволюционирующими игрушками. Вот у них-то библиотека классов, в которой есть все, и язык без наворотов. Но когда подумаешь, как они тупеют от всех этих радостей, слезать с плюсов не хочется :).

    ОтветитьУдалить
  32. Нахожусь примерно в такой же ситуации, как legolegs.
    Правда в последнее время начинаю осознавать, что в своей области ещё столько всего интересного, столько ещё не освоено, аж дух захватывает)
    Поэтому лучше тратить время не на попытки метнуться куда-то ещё, а на развитие в текущем направлении)

    ОтветитьУдалить
  33. Пишу ативирусы - подумываю о геймдеве)

    ОтветитьУдалить
  34. фрилансеры завидуют аутсорсерам за наличие постоянного заработка, аутсорсеры завидуют фрилансерам за то что те могут воплощать что хотят и КАК хотят... А как по мне смена мест работы для ряда программеров это целая эпопея, ходят по полузамкнутому кругу, на n-рублей/$ увеличивают доход, возвращаются опять and so on...

    ОтветитьУдалить
  35. Как старый C++ник часто завидую джавистам и дотнетчикам. Хотя на Java программировал, не понравилось, возвращаться не хочу. Но все равно завидно -- насколько там все проще и сколько там всего вкусного.

    ОтветитьУдалить
  36. Мда...
    Два с половиной года работаю в геймдев-компании. Из них первые полтора разрабатывал мобильную софтину (две версии одной и той же, C++). Устал от винмобайла и симбиана так, что ещё раз сунусь в мобильную область разве что от большой безысходности.
    Сейчас вот наконец геймдевлю. Геймдев - это весело! Но да, зп низкая и переработки :))) Почему-то совсем не думаю о банках. Слегка завидую фрилансерам (но только слегка, т.к. фриланс-геймдев - это что-то странное и утопичное). Очень завидую индюкам, в смысле indie-гейм-девелоперам. Давно мечтаю стать достаточно богатым для подобной независимости... :))

    ОтветитьУдалить
  37. А я вот совместил - занимаюсь вебом и геймдевом сразу - браузерные игры. получилась отличная смесь плюсов обоих и изящные обходы некоторых проблем обоих подходов поодиночке

    ОтветитьУдалить
  38. А я до 3го курса "завидовал" своему наставнику на кафедре, когда он на ассемблере А86 заставлял "жить" миниатюрный трактор, собранный аспирантами. На 5м курсе, уже "зависть" перешла в простую демонстрационную работу для абитуриентов.

    ОтветитьУдалить
  39. Я работала системным программистом. Потом, из-за финансовых проблем, перешла в веб (такой скачок меня вынудили сделать сложившиеся тогда обстоятельства). Но надо заметить, что в вебе мне не понравилось: песочница и халява. И самое мерзкое - работа с клиентами, а не с железяками. Железяки хоть нервы не портят! Поэтому снова вернулась в системное программирование и не жалею.
    В геймдев приглашали, там много знакомых работает, но это не моё. Я не люблю игрушки и мне это просто неинтересно. Куда интереснее управлять настоящими механизмами в реальном времени.

    ОтветитьУдалить
  40. Анонимный29/3/10 22:01

    Плюсуюсь, побывал во всез перечисленных отраслях.
    Именно так и есть :)

    ОтветитьУдалить
  41. Анонимный8/4/10 18:00

    Всё верно!
    Надо убирать фактор зарплаты. Писать для себя или продавать своими силами. :-)

    ОтветитьУдалить
  42. Анонимный12/4/10 11:19

    Да, забавно. Многие думают, что работать над задачами распознавания, да ещё и полу-военными, супер как круто. (И может быть кто-то даже завидует...) А на самом деле часто приходится делать конфетку из нескольких гигабайтов данных, полученных непонятно для кого и непонятно насколько кривыми руками :)

    ОтветитьУдалить
  43. Отлично сказано, а главное это правда. У нас в геймдеве хоть в целом и весело, но без рутины тоже никуда.

    Главное - смена деятельности, пусть даже в рамках программирования. Поработал пяток лет серверным разработчиком, потом пяток - клиентским, потом ушел в системное программирование, потом в техдиректоры. Вот тогда скучно не будет.

    ОтветитьУдалить
  44. Помню тянулся к кернел кодингу от веба, в итоге остался в .net

    ОтветитьУдалить
  45. Когда мне говорят, обычно отвечаю:"А где вас точно не будет? Хочу туда.". Пост хороший.
    Кстати в банковсой разработке платят очень по разному, от откровенно нищенских зарплат до весьма солидных. Различие примерно раз в 15. И это не особо зависит от квалификации программиста.(Речь идет о Белоруси, возможно не показатель).

    ОтветитьУдалить
  46. По-моему это нормальная ситуация. Всё когда-то приедается и хочется попробовать что-то новое, а этого нового и интересного много. Всего не успеть охватить. Эх..., хочется и сайтик сделать, и игрушку, и железяку тупую оживить.

    ОтветитьУдалить
  47. Мне триста лет, я выполз из тьмы... :)
    Как вкусно было с бэйсика сунуться в асм на Радио-86-РК (580 проц совейский, если кто знает), еще вкуснее потом на асм Z-80 Синклер-ЗэтЭкс-Спектрум! Как потом ошарашил педантичный Паскаль! Сколько потом пришлось запомнить на 1С77 и плеваться! Как потом ценилась эта семерка после разборок с восьмеркой! Как классно тупить в LISP в АвтоКаде! И как после этого легко одной левой ногой писать сайты! :)

    ОтветитьУдалить
  48. хыхы есть еще ведь безработные по собственному желанию.

    ОтветитьУдалить
  49. С самого начала стремился уйти во ембеддед. Ушёл. Никому не завидую и тихо радуюсь жизни. Знаете почему? Потому, что межу моим кодом и железом больше нет никаких долбаных прослоек в виде осей и библиотек (ну, разве, что - по минимуму - обёртки над обращениями к группам регистров контроллера). Работал и в биллинге и в моделировании... Меня достали гении. После их гениальности блевать охота. А в ембеддед мире - ты таков, какой ты есть (как программист) и не скроешься и не убережёшься за "мягкой подушкой" ексепшенов или ещё каких механизмов. Всё - твоё. Работает - твоё. Рушится - тоже - ТВОЁ. Винить некого! Сам парашют складывал, сам выходил за срез люка, сам пируэты виписывал! Геморроя в ембеддинге, бывает, на порядки больше, чем, в остальных специализациях, но я там - БОГ! Там, внутри железки, МОЙ мир, созданный ТОЛЬКО моим интеллектом и моим пониманием задачи. И - никто под ногами не мешается... СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! У упиваюсь первым и меня мобилизует второе.
    Я СЧАСТЛИВ и НИКОМУ НЕ ЗАВИДУЮ!
    ПОЗАВИДУЙТЕ ЛУЧШЕ ВЫ МНЕ.

    ОтветитьУдалить
  50. Анонимный4/8/10 12:12

    У меня тоже были иллюзии. Какие? Могу немного рассказать об этом: когда-то в стародавние времена, когда еще не было мобильников, а 386-е считались современными машинами, я представлял себе отрасль как некое серьезное дело. Я почему-то искренне считал, что программирование — это непременно серьезная профессия, в которой могут быть заняты образованные и серьезные люди. Со зрелым мышлением, с основательными подходами к делу.
    Но я ошибался. Программирование на глазах. Этой профессий интересовались школьники, туда стремились студенты технических ВУЗов всех мастей. И это, как мне казалось, было хорошо. Думалось, что молодежь непременно принесет новое видение и новые подходы. Так продолжало развиваться программирование, в том числе и в нашей стране.
    И что мы видим теперь?
    Все стало просто до какого-то безумия: нет никакого основательного подхода, нет никакой серьезности, нет . Везде царит сплошной , который пропагандируется на всех программистских форумах и перебранках. Звучат такие идиотские заявления, как
    Как не печально все это осознавать, но вместе со в эту отрасль пришло и поверхностное видение и поверхностные подходы. Всё это грустно.
    Те, кому нужно долго и основательно учиться, почему-то учат других.
    Но выход из плачевной ситуации, которая сложилась вокруг программисткой профессии все равно есть.
    Ребятки, читайте труды Мартина Фаулера, Джефа Раскина, Алана Купера и еще много других мыслителей и практиков от IT. Набирайтесь опыта и созревайте, приносите в IT свою зрелость и опытность.

    ОтветитьУдалить
  51. Анонимный16/11/10 15:40

    wlad`у

    Напиши себе процессор на HDL под какую нибудь плисину, разработай плату, с необходимыми тебе ресурсами, разведи и спаяй её разработай свои средства разработки программ... в общем никаких прослоек, полное самовыражение :))).

    На самом деле и в эмбендеде пользуют и ОС и библиотеки, если конечно автор не за многократное изобретение велосипедов.

    ОтветитьУдалить
  52. Короче нужно программировать системные игры для клиентов банка которые собирают игратся через сайт банка :))) и получать зарплату с размере суммы всех видов программистов!

    ОтветитьУдалить
  53. Хороший пост. Совпадает с моими мыслями / наблюдениями.

    Я думаю, что внезависимости от того какие используются технологии и в какой сфере работаешь счастливее и лучше там где больше всего ощущение что лично твои действия имеют реальный и полезный impact на отрасль/человечество/эволюцию в целом.

    Чтобы было так нужно чтобы деятельность была инновационной. Хотя бы чуть чуть. А язык программирования или конкретная область применения - вторичны.

    ОтветитьУдалить
  54. Анонимный17/2/18 20:57

    Я был веб-разработчиком в веб-студии.
    Я был инженером-программистом в непрофильной фирме.
    Я был программистом крупной системы в солидной IT-корпорации
    Я разработчиком игр в фирме, делал мобайл казуалки и фритуплей на С++
    Сейчас я вольный фрилансер-игродел.
    В IT я больше десяти лет, вроде все уже попробовал. А в embeded и банки не хочу.

    И знаете кому я завидую? Артистам балета. У которых профессия уже в 17 лет, а пенсия в 32. Которые не сидят днями напролет за монитором, выжигая себе глаза, наживая себе геморой и сколиоз. Которые ездят с гастролями по всему миру, завоевывая славу и уважение. Которые живут в прекрасном мире искуства. Отчасти любовь к этому самому искусству привела меня в разработку игр. Со временем я понял что мне в геймдеве не столько программирование нравится, сколько творчество и возможность творить красоту своими руками. Я все еще продолжаю искать себя. Но порой жалею что в свое время не пошел в хореографическое училище.

    ОтветитьУдалить